История создания информационных систем

30 марта 2023

Информационные системы (ИС), равно как и информационные технологии (ИТ), не появились в одночасье на рубеже XX и XXI веков. Как ни странно это звучит, но они существовали всегда. И, действительно, ведь человеческое общество на любой ступени своей эволюции нуждается в управлении. А, значит, и в систематизированной заранее подготовленной информации.

ИС, предназначенные для управления производством и другими сферами бизнеса, прошли три стадии своего развития. Каждую из них характеризовали соответствующая структура построения ИС, а также особенности её отдельных элементов. Между этими этапами нет четкой границы, хотя, конечно, какое-то влияние на их содержание оказал состав технической базы управления. В каждом этапе можно выделить подэтапы, отличающиеся некоторыми особенностями.

Первый этап: 1963 – 1971

интеграция it

Примерно с этого года на больших предприятиях начали использовать ЭВМ для решения задач организационно-экономического управления. Первые системы ограничивались решением некоторых функциональных управленческих задач типа бухгалтерского учёта. А автоматизированная обработка характеризовалась частичностью и локальностью.

Меж тем, в течение последующего десятилетия был постепенно осуществлён переход от локальных систем обработки данных к системам, охватывающим широкий круг задач управления. В ИС первого поколения данные для каждой задачи готовили отдельно. Это были файловые структуры, представлявшие собой изолированную математическую модель. Под неё разрабатывалось своё собственное программное обеспечение.

Такой подход предопределял информационную и математическую избыточность, поскольку записанные на машинный носитель данные, равно как и программные блоки, не могли быть использованы для решения другой проблемы. Соответственно, процесс разработки ПО был продолжительным и трудоёмким, а даже незначительные изменения в постановке задачи требовали существенной доработки программного кода. Разумеется, в таких системах отсутствовала объединенная общей идеологией база данных для предприятия, офиса или учреждения.

Второй этап: 1972 – 1995

интеграция it

Дальнейшим развитием ИС стало создание АСУ на основе идеологии автоматизированных банков данных. Расширились техническая и программная базы, что сказалось на разнообразии вариантов их построения. Возникла возможность ориентироваться на отдельные классы и модели ЭВМ. Выросла также вариативность ИС, началось введение диалоговых режимов обработки данных.

Тем не менее, в этих системах модели по-прежнему создавались для каждой задачи отдельно. Сами же задачи разнились по степени формализованности. Основное отличие второго поколения ИС от первого состоит в появлении специальных программных продуктов — систем управления базами данных (СУБД), предназначенных для поддержания в актуальном состоянии базы данных и её интеграции с прикладными программами пользователей.

В итоге к середине 80-х годов прошлого века был накоплен значительный опыт создания и использование информационных систем организационного управления. Достаточно сказать, что в 1988 году функционировало около 6 000 АСУ различных уровней, в том числе 2 600 АСУ предприятий и объединений. Было создано значительное количество автоматизированных систем управления технологическими процессами. Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений по этим системам достигал 0,88.
Помимо прямого экономического эффекта, внедрение АСУ имело большой влияние на изменение характера деятельности управленческого персонала. В частности:

  • - повысилась оперативность, научная обоснованность и объективность принимаемых управленческих решений;
  • - возникла возможность решения принципиально новых экономических задач, которые до внедрения ИС не решались аппаратом управления;
  • - увеличилось время на творческую работу работников за счет сокращения объемов выполнения рутинных операций вручную;
  • - улучшилась информированность управленческого персонала.

ИС первых двух поколений осуществляли, как правило, расчетные, учетные функции, передачу сообщений, простейшую обработку данных. Рост производительности достигался благодаря пребыванию в поле зрения системы менеджмента большого количества партнеров, клиентов, процессов производства, товаров, единиц хранения и учёта. Однако коренных изменений в улучшении качества управления объектами хозяйствования не произошло.

Третий этап: 1996 – настоящее время

интеграция it

Нынешний этап создания ИС, который начался в конце 90-х годов предыдущего столетия, характеризуется появлением интегрированных систем. Это многоуровневые иерархические автоматизированные системы управления, обеспечивающие комплексную автоматизацию на всех уровнях.

Третье поколение ИС строится как система поддержки принятия решений (СППР). Такие системы имеют не только общую БД, но и общую базу моделей для решения задач. Они ориентированы не на автоматизацию функций, а на содействие в поиске эффективного решения задач управления предприятиями в условиях высокой неопределенности рыночной среды.

Особое внимание в СППР уделяется диалогу и «дружественности» ее интерфейса, а ключевым понятием в таких АСУ является «интеграция it» — то есть, объединение отдельных компонентов в единую систему. Интеграцию IT можно рассматривать в нескольких аспектах: функциональном, организационном, информационном, программном, техническом, экономическом.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

- обеспечивает единство целей и согласования критериев и процедур выполнения производственно-хозяйственных и технологических функций. Основой функциональной интеграции является оптимизация структуры всей системы, декомпозиция её на локальные части (подсистемы), формализованное описание функций каждой подсистемы и протоколы взаимодействия всех подсистем.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

- заключается в организации рационального взаимодействия персонала управления на разных уровнях иерархии ИАСУ и различных локальных ее подсистем для согласованности и управленческих решений.

ИНФОРМАЦИОННАЯ И ПРОГРАММНАЯ ИНТЕГРАЦИИ

- предполагают единый комплексный подход к созданию и ведению информационной базы всей системы на основе одного технологического процесса сбора, хранения, передачи и обработки данных, а также наличие согласованного и взаимосвязанного комплекса моделей, алгоритмов и программ для обеспечения совместного функционирования всех компонентов ИАСУ.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

- это использование единого комплекса совместимых вычислительных средств, автоматизированных рабочих мест специалистов и локальных сетей ЭВМ, объединенных в одну распределённую вычислительную систему, которая обеспечивает автоматизированную реализацию всех компонентов ИАСУ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

- является обобщающим комплексным показателем интеграции системы и заключается в обеспечении целенаправленного, согласованного и эффективного функционирование всего комплекса в целом.

Что день грядущий нам готовит?

интеграция it

Следующий этап разработки ИС будет характеризоваться созданием информационных систем с искусственным интеллектом. Их основой станет децентрализация структуры ИАСУ и организация распределенной обработки информации. Технической предпосылкой создания таких систем является значительное распространение персональных ЭВМ, обладающих низкой стоимостью, небольшими габаритами, повышенной надежностью, простотой в обслуживании и эксплуатации. Это позволяет приблизить их к местам возникновения и использования информации, а также разделить по отдельным сферам функциональной деятельности.

А как всё это будет выглядеть, и какую пользу принесёт, скоро узнаем.