Запрещённое интервью Евдокимова. Часть I. ФУТБОЛИСТ

15 июля 2023

Это интервью тогдашний главный тренер «Кубани» Роберт ЕВДОКИМОВ дал нашему сайту в декабре 2021 года. Но потом, ознакомившись с текстом, публикацию своих откровений строго-настрого запретил.

Прошло полтора года. Иных уж нет, а те далече, но многое из сказанного вполне актуально и на сегодняшний день. Благо, российская субд всё это время верой и правдой хранила данный материал. Благодаря этому мы теперь можем представить его читателям…

Чемпионом России себя не считаю

Евдокимов Роберт

- Роберт Геннадьевич, поскольку традиционное знакомство с тренером по объективным причинам не состоялось, хотелось бы сейчас восполнить этот пробел…
- Что за традиция?

- Когда в «Кубань» приходит новый тренер, руководство клуба обычно устраивает пресс-конференцию, на которой представляет наставника команды.
- У вас три тренера за сезон уже, четыре уже за год…

- Бывало и больше. Но суть не в этом. В целом, болельщики «Кубани» знают о Вас мало. Поэтому есть желание узнать Вас лучше. А начать хотелось бы вот с какого вопроса: Вы 5 лет играли в одной команде с Николаем Колесовым. Для «Кубани» Колесов – это легенда. Но после перехода в «КАМАЗ» он как-то пропал из вида. Расскажите о его карьере в Набережных Челнах…
- Могу так сказать: мне посчастливилось играть с Николаем Колесовым. Приехал он к нам в «КАМАЗ» в 1991 году, мы тогда выступали во второй лиге. Николай был намного старше нас, много где поиграл, и с его приходом наша команда сплотилась, сорганизовалась. Футболистов такого уровня у нас до этого не было. А он, вдобавок, оказался заводилой и на поле, и в жизни.

Несмотря на свой возраст, Колесов лучше и больше всех тренировался, а самое главное – помогал добиваться результата. Мы с ним очень удачно выступили в 1991 году, а в 1992-м вышли в высшую лигу. До 1994-го он играл с нами и в основном составе, и выходя на замену. При этом всегда приносил пользу команде. У него была какая-то исключительная харизма, какая-то энергия, которая всегда передавалась нашим игрокам.

- Колесов в «Кубани» — это «дед» в хорошем смысле слова. Это наставник для молодёжи, это постоянные шутки, подколки. Помнится, он очень любил устраивать конкурсы по жонглированию мячом. А в «КАМАЗе»? Было такое?
- Да, было. И я ещё раз повторюсь, что и на поле, и за полем он был настоящим заводилой. Мы и собирались регулярно, и совместные посидели не раз устраивали. Для нас он был образцом для подражания. Мне тогда было всего 20 лет, а он — уже состоявшийся футболист, который своим примером показывал, как надо тренироваться, как надо играть.

- Вы приняли участие в двух Универсиадах. Как так получилось, что «КАМАЗ» представлял на них Россию?
- Я не знаю, почему «КАМАЗ». Наверное, наш тренер внёс какую-то лепту в это. Как бы то ни было, но нам посчастливилось играть на двух Универсиадах. И в Америке и в Японии. Если в Америке мы выступили неудачно — пятое место заняли, то в Японии стали бронзовыми призёрами, хотя должны были брать золото.

- И что помешало?
- Полуфинал мы там нелепо проиграли. Но в целом вполне могли быть в финале. Увы, не сложилось. А в матче за третье место победили. Новые страны — Америку и Японию — повидали. Плюс, это Универсиада. Мы жили в одном месте, в одних гостиницах и много с кем познакомились. Хорошее время, просто хорошее время было.

- Какое отношение в Америке и в Японии к этим Универсиадам? Насколько это для них серьезный турнир, сколько внимания было?
- В Америке очень большой ажиотаж был. Я это очень хорошо помню. Дело было в Баффало, там просто идеальные поля, таких у нас тогда не было. Просто чудесные поля, на которых мы играли.

- Да, футбольные поляны 90-х как вспомнишь, так вздрогнешь…
- У нас здесь был кошмар, да. А там… Нас это очень удивило.

- Кубок Интертото. Что КАМАЗу помешало выйти в финал? Буквально в шаге остановились.
— Вы, вот, вспоминаете, а я уже и не помню, что нам помешало.

- Я всё-таки поднимал историю. Ну если не помните… Очень обидное поражение в полуфинале.
- Да, «Генгам» мы дома обыграли 2:0, а на выезде уступили 0:4.

- Меж тем, КАМАЗ называли в числе фаворитов кубка Интертото.
- Навряд ли мы были фаворитами.

- В полуфинале уже считались фаворитами.
- Возможно, но это был 1996 год, у нас уже достаточно бедственное положение было и просто сил не хватало. Ведь у нас в обойме имелось всего 15-16 футболистов, а тут и чемпионат, и кубок Интертото, и перелёты-переезды. Физически было очень тяжело. Поэтому мы и не смогли в Генгаме удержать добытое дома преимущество.

- Матч за сборную России против сборной Мира. Что такое сборная Мира и нужны ли такие матчи вообще?
- Ну, это выставочный матч был. В Питере полный стадион. Вот кто за сборную Мира играл, не помню уже, если честно.

- В том то всё и дело, что никто не помнит.
- Да, это такая сборная была. Но это выставочный матч, а мы приехали на тот момент основным составом. Романцев вызвал всех, кроме легионеров. Всех игроков сборной из российского чемпионата. И мне удалось один тайм сыграть за нашу главную национальную команду.

- Что-нибудь в памяти осталось от того матча?
- Самовар дома стоит где-то. А так, запомнилось то, что были полные трибуны. Ну и единственный матч за сборную, естественно, запоминается.

- А вот у якобы звёзд, которые приехали, вы что-нибудь подсмотрели?
- А что я могу у них подсмотреть? Я даже не знаю, как ответить на ваш вопрос.

- Про гол в ворота московского Динамо, который занял второе место в конкурсе «Девятка» от «Футбольного клуба», спрашивать не буду. Вы много раз отвечали уже.
- Лучше не надо, да.

- А были ещё памятные голы? Такие, которые на всю жизнь запомнились?
- Знаете, я всё-таки полузащитник и забил не так много мячей. В Премьер-лиге, по моему, 25 забил. Нравится гол, забитый в ворота «Алании» в том матче, когда мы их обыграли в их чемпионский год. Были голы, может, даже покрасивей, чем этот. Но он как-то выделяется.

- Возвращаясь к тому голу в ворота «Динамо». Сейчас таких забивается достаточно много. А в те времена редко доводилось видеть, чтоб с такого расстояния били, да ещё и так хорошо попадали. Сейчас, наверное, просто больше бьют издали и поэтому больше забивают?
- Нет. Вы ошибаетесь. Возможно, стало больше залетать. Но почему? Сейчас мячи другие. Залетает больше, возможно. Но я бы не сказал, что сейчас бьют лучше, чем раньше. Или что кто-то техничнее тогда был, чем сейчас. Каждому поколению свой футбол. Видимо, всё дело в мячах. Тогда были другие мячи, попроще.

- «КАМАЗ» всегда считался футбольным флагманом Татарстана. Но как произошло, и кто принял решение, что «КАМАЗ» отъезжает в сторону и теперь флагманом будет «Рубин»? Даже на союзной арене если что и вспоминается из татарского футбола, то это «КАМАЗ».
- Ну что вы говорите ерунду? «Рубин» был всегда. Вторая лига, вечная, — это да. Но «КАМАЗ» во вторую лигу вошёл только в 1988 году. До этого «КАМАЗа», как футбольного клуба, вообще не существовало. Надо отдать должное и руководителям, и тренеру. Вчера я был в гостях здесь, в Тихорецке, у футболиста нашего, Ивана Винникова, который прошёл путь от первенства завода до высшей лиги. То есть: первенство завода, первенство города, первенство Татарстана, КФК, вторая лига, буферная зона, первая лига и высшая лига. Вот такой есть футболист!

- Тем не менее, в 90-е годы КАМАЗ был главной командой Татарстана, на Универсиаде страну представлял, в Еврокубках играл. А «Рубин» всё время находился в его тени. И вдруг неожиданно всё поменялось местами.
- Ну, это Казань, это столица. Я не знаю, как это случилось, но хочется сказать, что в 1993 году один из заводов КАМАЗа сгорел, и стало тяжелее, наверное, спонсировать клуб. Видимо, с этим связано.

- У вас рекорд по количеству матчей за КАМАЗ – 292 матча. Кто-нибудь побил?
- Нет, наверное.

- Есть у Вас такие матчи за карьеру, которые запомнились? Которые хочется вспоминать.
- Знаете, финал Кубка или какие-то поединки за золото — у меня таких не было, к сожалению. Понятно, есть матчи, в которых мы «Спартак» обыгрывали, «Динамо». Такие матчи запоминаются, конечно. Но в целом какого-то такого матча, чтобы «Ах!», нет.

- Что у вас с родным городом не сложилось? Почему так? В Нижнекамске Вы сыграли всего 40 матчей. Не тренировали. И это несмотря на то, что сами Вы родом из Нижнекамска, где всегда был футбол профессионального уровня.
- Во-первых, когда я играл там, то был уже на закате карьеры. А что касается тренерской карьеры, не то, что не сложилось… Ни у них ни разу не было попыток пригласить меня, ни у меня возможностей туда прийти. Поэтому даже не знаю, как даже ответить. Но я всё равно уверен, что я когда-нибудь «Нефтехимик» потренирую, это всё-таки команда моего родного города. Но на данный момент пока нет.

- Есть мечта, да, добиться чего-нибудь с «Нефтехимиком»?
- Ну, не то, чтобы мечта. Но я думаю, что в родном городе я ещё потренирую.

- В Вашей карьере насчитывается 4 матча против «Кубани». Два в составе «Нефтехимика» в 2001 году и столько же в составе ижевского «Газовика» в 2002-м. Какой-нибудь из них помните?
- Вообще не помню, честно.

- Этот вопрос к тому, что у нас тут в начале века футбольный бум царил. Могла запомниться атмосфера.
- А как сыграли, кстати, в 2001?

- Здесь «Нефтехимик» проиграл 3:1, а в Нижнекамске – 1:1.
- Не помню вообще.

- Что для вас значит звание Чемпиона России? Дома медаль висит? Друзья приходят, вы показываете?
- Но я не Чемпион России, к сожалению.

- Почему? В составе Спартака?
- Ну, нет.

- Но медаль-то дали?
- Нет, конечно, меня уже не было в команде.

- По идее, должны были всем игрокам вручать. Так, а что случилось? Регламент был другой?
- Да понятия не имею, меня уже не было в команде тогда. Из тех, кто играл, и то не всем давали, мне кажется. Это сейчас всем вешают медали.

- Ну вот «Кубань» вышла в ФНЛ. Победители ПФЛ. Собрали всех, даже тех, кто пару матчей на скамейке просидел, и всех наградили.
- Купили в магазине и дали? Может быть так?

- Нет, представители ПФЛ приехали, всем вручили.
- Не знаю, честно не знаю. Чемпионом России себя точно не считаю.

Продолжение следует…


Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии