Запрещённое интервью Евдокимова. Часть II. ТРЕНЕР

18 декабря 2023

Это интервью тогдашний главный тренер «Кубани» Роберт ЕВДОКИМОВ дал нашему сайту в декабре 2021 года. Но потом, ознакомившись с текстом, публикацию своих откровений строго-настрого запретил.

Прошло два года. Иных уж нет, а те далече, но многое из сказанного вполне актуально и на сегодняшний день. Первую часть интервью мы публиковали на нашем сайте ранее. А сегодня представляем Вашему вниманию продолжение той беседы.

Я не знаю, что такое «Атакующий футбол»

Роберт Евдокимов

- С чего вообще у Вас возникло желание стать тренером?
- Когда играл, уже понимал, что свяжу свою дальнейшую судьбу с тренерской деятельностью. И подсознательно, наверное, готовился. Не было такого, чтоб я что-то записывал за кем-то, смотрел. Но всегда анализировал, всегда старался понять, что хочет тренер, правильно делает или неправильно. Футбол вчера, конечно, не такой, как сегодня. Но в любом случае, я поиграл в нескольких командах и всегда брал что-то хорошее или отмечал что-то не очень хорошее у тренеров в тренировочном процессе, в отношениях. Это всё анализировал, это всё как-то складывалось и когда стал тренером, это, наверное, мне помогло.

- Можно сказать, что Ваша мечта быть тренером сбылась?
- Это не мечта, это просто как данность. Вот я хотел быть в футболе после окончания карьеры и быть тренером. Вот так и сложилось.

- А Вы согласны с утверждением, что хорошим тренером может быть только хороший футболист?
- Кто это так утверждает?

- Да говорят в народе.
- Ну, нет, нет. Говорят наоборот. Даже не то, что говорят, оно так и есть, что даже не всякий великий футболист может стать хорошим тренером.

- А наоборот? Великий тренер должен быть прошлом хорошим футболистом?
- Вот Моуриньо — исключение, Слуцкий. Таких примеров, мне кажется, если поискать, тоже будет достаточно. Может не много, но они есть. Конечно, великому футболисту, когда он становится тренером, в отношениях с игроками легче, если он сам поиграл на хорошем уровне. И сейчас прекрасный пример это Зидан. С «Реалом» сходу три Лиги Чемпионов выиграть! Ещё мне нравится Анчелотти, который во всех командах добивается результата и во всех командах у него хорошие отношения как с футболистами, так и вообще со всеми. Поэтому есть примеры и такие и обратные. Такого утверждения лично я не слышал.

- По поводу Слуцкого. Вот у него в России идёт, а поехал в «Витесс» и…
- Ну, это да, но в России же идёт. Шло, вернее.

- Как получилось, что в 2010 году ФК «Краснодар» попал в Премьер-лигу с 5-го места ФНЛ? Должен же был выйти «КАМАЗ». Вернее, даже не «КАМАЗ», а, вроде, «Химки» сначала.
— Не «Химки», а «Нижний Новгород».

- Не важно. Факт, что очередь была «КАМАЗа».
- В тот год в Премьер-лигу вышли «Кубань» и «Волга». Третьим был «Нижний Новгород». Мы закончили сезон на четвёртом месте.

- И почему «КАМАЗ» не попал в Премьер-лигу после снятия «Сатурна»?
- Финансовое положение. Я разговаривал с руководителями, говорил, что в Премьер-лиге не нужны особые финансовые вливания, и что мы этой командой сыграем. Да, возможно, вылетим, но хоть город увидит Премьер-лигу. Приедут известные команды, и наши футболисты и я, как тренер, поработаем в Премьер лиге. Но руководство не пошло нам навстречу. В итоге с 5-го места вышел «Краснодар».

- «КАМАЗ» вообще хоть получал предложение занять место «Сатурна»?
- Конечно, получал. Но мы отказались.

- «КАМАЗ» отказался сам?
- КАМАЗ отказался сам.

- Меж тем, поговаривают, что после той истории руководство челнинского завода сказало: «Да пропади он пропадом такой футбол!» и резко сократило финансирование своего футбольного клуба. Или это всё слухи?
- Да, это всё слухи, это всё ерунда. И на следующий год я работал там, и мы не попали в восьмерку. Но до последнего момента, до того, как команда по неспортивному принципу в 2011 году вылетела во второй дивизион, выполнялись все условия, платили зарплату, премиальные. Не было никаких проблем. Просто руководители завода решили не спонсировать клуб и всё.

- Значит, всё-таки «Краснодар» не прыгал через голову, а «КАМАЗ» получал приглашение в Премьер-лигу.
- Ну, я же не руководитель, я не знаю. Как мне сказали, «КАМАЗ» отказался, вот и всё. А что значит «через голову»?

- Тогда в прессе писали, что на вопрос «Почему «КАМАЗ» отказался от места в премьер-лиге?» руководители клуба ответили, что никакого официального предложения они не получали.
- Возможно, так и было, не знаю. Я помню, что мы «Краснодар» дома обыграли, что мы заняли четвёртое место, они — пятое. И это при том, что до этого в августе мы ещё продали в «Краснодар» Гогниева Спартака. И всё равно их обыграли. Ташуев тогда был у них тренером.

- Нельзя не спросить о ваших взаимоотношениях с бывшим пресс-атташе «Краснодара». Случай известный. С чего всё началось, чем закончилось, и будет ли продолжение?
- Да я понятия не имею! Из этого раздули что-то невообразимое. Он, вообще, где сейчас, этот пресс-атташе?

- Был в третьем «Краснодаре». А сейчас – бог весть.
- Даже не знаю, как его зовут. На пресс-коференции после игры, понятно, что мы тренеры разгоряченные и эмоциональные. И кто-то задал вопрос, который мне не понравился – я ответил. В итоге получилась перепалка. Кроме того, что мат был излишний, как я считаю, ничего особенного не происходило. Самое главное — вам же всем понравилось, и из этого сделали шоу. А так… Если не изменяет память, в той игре мы вничью сыграли – 3:3. И, по словам этого пресс-атташе, мы, типа, время в концовке тянули. А мне тут же скинули несколько моментов, когда у них кто-то тоже тянул время. Ну, было и было. В общем, я даже не знаю, как зовут этого пресс-атташе и где он сейчас работает.

- Денис Данильченко — личность в наших краях довольно известная. В прошлом — ярый болельщик «Кубани», много выездов совершил, за «Кубань» рубаху рвал. А потом подался за рублём в «Краснодар». Ну, сами понимаете, какое может быть отношение к таким людям.
- Эх, мне бы тогда знать про этот момент. Я бы ему ответил. Знаете, мне тогда позвонил Львов из «Спорт-Экспресса»: «Что это такое?! Мы за тебя там..». Меня защищать не надо, — говорю, — даже ничего не пишите. Я это воспринял как «есть оно и есть». Ну, попало там где-то на экраны. Был ещё случай, когда меня записали, как я какому-то болельщику «пихал». В другой игре, правда, но на этом же стадионе. Один там ну достал меня по полной! Что-то говорит и говорит. Я уже стюарда попросил, чтоб его убрали. При том, там ВИП-трибуна же. Ну, я вот такой в игре.

- Однако никто же не видел, что там у вас дальше происходило. Ходят слухи, что Евдокимов после пресс-конференции «дал в репу» Данильченко.
- Да нет, ну вы что?! Нет, я бы тогда с удовольствием дал, если б где-то его увидел. Потому, что мне очень сильно не понравилось.

- Матч полуфинала кубка России с «Локомотивом». Мы вас так ждали в финале. Сами понимаете почему.
- И мы тоже хотели попасть на вас, сами знаете почему. Потому, что вы на последнем месте тогда шли.

- Да, шансы выиграть у «Локомотива» мы расценивали как не очень высокие. Поэтому хотелось, чтоб в финал вышел оренбургский «Газовик».
- Я согласен, согласен.

- Что вам помешало тогда у «Локомотива» выиграть?
- Да ничего не помешало. На мой взгляд, очень качественно играли при не очень качественном судействе в нашу сторону. И гол забили. Но индивидуальная ошибка центрального защитника на 88-й минуте матча всё перечеркнула.

- Да, «Локомотив» к нашему огорчению сравнял тогда в концовке.
- Шла 88-я минута… Потом у нас удалили футболиста, мы вдесятером додержали до пенальти. Но, как обычно, я послематчевые пенальти проигрываю.

- Всегда проигрываете?!
- Ну, часто, да. Практически всегда.

- Бытовало такое мнение, что «Локомотив» тащат в финал за уши.
- Ну, я не знаю, кто кого тащил. Мы очень достойно и легко с ними играли. Игра давалась, «Локомотив» не поставил каких-то задач. Прям очень обидно, потому, что шла 88-я минута. И там такой мяч тоже… Нет бы, какая-нибудь комбинация соперника или суператака. Но нет, просто сами взяли и подарили гол сопернику. Пропустить за две минуты до конца очень обидно.

- Выиграли бы у «Кубани» в финале, как думаете?
- Да кто ж его знает?..

- Понятно, что поле ровное и мяч круглый, но всё-таки?
- А кто тренером был у «Кубани»? По-моему, Осинькин. Или нет?

- Нет, Кучук.
- Кучук был? Это мой любимый тренер. Вот уж кому я хотел бы врезать – так это ему. Очень он мне не нравится. Но почему-то у вас он считается супер-тренером.. Он Белгород в дивизион ниже вывел, в «Локомотиве» всё засрал, везде у него плохие отношения. Из Белгорода он сбежал, когда уже на вылете были. И все говорят: «Кучук, Кучук – это тренер». Смородская, помню: «Кучук!». Она же его и выгнала потом. А чего он добился у вас?

- Финал Кубка.
- А команда как играла?

- Проигрывали всем подряд. Задача была – выйти в финал и выиграть кубок. Первую часть этой задачи решили. Ладно, бог с ним. Давайте дальше. Злые языки называют «Оренбург» поставщиком очков для «Зенита». Насколько это справедливо?
- Вообще несправедливо. Это ерунда. Я сам играл два раза с «Зенитом». И ни разу ко мне, как к тренеру, никто не подошёл и не сказал, что надо отдать. Вообще, это невозможно. «Оренбург» — поставщик «Зенита» только потому, что проигрывает матчи. А проигрывает потому, что «Зенит» сильней в любом состоянии. Вот и всё. Но мы играли достойно. Два раза мы проиграли по 0:1. И дома, и в Питере. При хорошем футболе, насколько я помню.

- Тем не менее, получается, что у нас в чемпионате две команды одного владельца. Конфликт интересов не возникает?
- Я считаю, что нет. Что значит конфликт интересов? Футболисты выходят на поле и рубятся за три очка. Может быть, наверху и есть конфликт интересов, а на поле всё решает футбол. Поверьте, это так, несмотря на все слухи и домыслы.

- Вас однажды занесло в Казахстан. Расскажите, что такое казахский футбол. А то часто на сборах «Кубань» играет с каким-нибудь казахским суперчемпионом. Хочется понять, они вообще какого уровня?
- Я там пробыл четыре месяца – полсезона. Мне хватило этого времени, чтобы понять: лучше я буду работать в России. Очень не понравилось в «Тоболе». В этом году они стали чемпионами, можно их поздравить. Долго к этому шли. Руководитель там много делает — манеж построил и базу, стадион реконструировал. Но в целом, если говорить про весь Казахстан, – это ужасные стадионы, ужасные поля. Мне там не понравилось работать. Меня периодически туда какие-то клубы приглашают, было приглашение и в этом году, но я хочу работать здесь, в России.

- Каков уровень этих всех условных «Ордабасы», с которыми играем на сборах?
- Уровень, на мой взгляд, ФНЛ. Может быть, чуть выше. Раньше была «Астана» с очень сильным тренером Стойловым и с очень сильной командой, которая и в Лиге Чемпионов себя проявляла. Есть «Кайрат», который всегда борется за чемпионство, и у которого сумасшедшие условия: база, академия сильная. Остальных выделить нельзя. Двенадцать команд в чемпионате, одни и те же футболисты, которые переходят из команды в команду, легионеры где-то качественные, где-то непонятные. Сборная не выигрывает. Не хочу никого обидеть, но это их уровень.

- У Вас есть понимание, для чего они рвались в УЕФА из Азиатской конфедерации футбола? Они же, вроде бы, что-то там хотя бы иногда выигрывали.
- Это приветствовать надо: здесь перспективней, лучше. Посложнее, но перспективней.

- Руководство «Тобола» расторгло с Вами контракт, поскольку Вам не удалось завоевать путёвку в Лигу Европы. Но, стоило Вам уехать, как «Тобол» эту путёвку получил. Не обидно?
- Да нет. Я для себя принял решение, что не останусь в этой команде при любом исходе. Когда мы с помощниками приехали, «Тобол» отставал на 6 очков от четвёртого места. Мы в целом-то догнали «Иртыш» из Павлодара, притом два раза обыграв их на выезде. Но в итоге они неожиданно на очко нас опередили. «Тобол», правда, всё равно оказался в Лиге Европы, потому, что какая-то команда снялась. Там много кто снимается. Кстати, Павлодар – огромный город, и стадион большой, а клуб сейчас вообще не существует. И там много таких моментов. Там любой тренер может сдать, любые футболисты. Там всё на откатах.

- Вернёмся в Россию. Есть пара не очень понятных моментов в вашей карьере. Первый — причина ухода из «Нижнего Новгорода»? Три тура до выхода в Премьер-лигу, и Вы вдруг уходите…
- Два тура. Но это не ко мне вопрос, а к руководителям. Я своё дело сделал. Создал команду.

- Уже было ясно, что «Оренбург» не пойдёт.
- Ещё раз говорю, вопрос не ко мне.

- И второй момент – «Ротор». Что с ним не получилось? По-моему, единственный неудачный этап в Вашей тренерской карьере.
- Я так не считаю. Во-первых, я принял команду, которая вылетела по спортивному принципу из ФНЛ, но осталась по неспортивному. Когда я пришёл, в «Роторе» было всего два футболиста на контракте, и надо было за месяц собрать команду, подготовить её и показывать атакующий футбол. Кстати, я вообще не люблю выражение «атакующий футбол», ибо такого не существует. И надо было давать результат.

Все говорят, что это – неудачный этап. Но команда была создана. Когда суперклубы в межсезонье берут трёх футболистов, то и они в ком-то ошибаются, хотя у них есть селекционная служба, аналитики. А когда берёшь 22 футболиста, не ошибиться невозможно. У меня были ошибки в плане селекции и, наверное, в плане подготовки, в каких-то игровых моментах. Но команда была создана. Ведь не было задачи выйти в Премьер-Лигу в том сезоне. Была задача создать команду. Что я и сделал.

Понятно, что результаты были не совсем такими, как хотелось бы. Но мы не были безнадёжной командой, и я видел хорошие перспективы в будущем, что потом и подтвердилось при других тренерах. Добавив к созданному мной костяку более сильных футболистов, со временем ещё более сильных, команда вышла в Премьер-лигу. Я не считаю это провалом ни в коем случае. Возможно, это неудачный этап в плане результатов, но в плане строительства команды я отработал если не хорошо, то удовлетворительно.

- Ещё один вопрос о не сложившемся продолжении тренерской карьеры. Не секрет, что Вас звали в «Енисей». Но, по слухам, несколько игроков поставили ультиматум: «Или мы — или Евдокимов». Что вы с ними делали?
- Я понятия не имею, о чём вы говорите. У меня было несколько разговоров с разными руководителями из разных команд, в том числе и с директором «Енисея». Этот вопрос – кто и что сказал – мы не поднимали. Я и сюда когда приехал, то футболисты, которые категорически против, возможно, были.

- Про возражения футболистов «Кубани» никто ничего не слышал, а вот футболисты «Енисея» якобы возражали в ультимативной форме. Почему вас так боятся?
- Если футболисты ставят ультиматум руководству клуба, у этого клуба нет будущего. Я не верю, что такое было.

- Я сразу отметил, что это слухи.
- Я знаю, кто эти слухи распространял: человек, с которым я не дружу, и не буду дружить.

Продолжение следует…


Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии