разделяются на группы взаимозависимых задач. Так, программа развития футбола осуществляется путем решения огромного количества взаимосвязанных задач. Реализовать такую программу можно только с учетом всей сложности разветвленных связей и при условии специально разработанной системы.

Система — это "... способ мышления и практической деятельности, вытекающий из общенаучной стратегии, когда сложность принимается как существенное, неотъемлемое свойство объектов" [72, с. 48].

Следует отметить, что разные авторы дают различные определения понятия системы. Наиболее подходящим для нас определением можно считать такое: система — это совокупность развернутых в пространстве и времени связей, объединяющих различного уровня структуры в целостное образование.

Все процессы в организме человека (физические, анатомические, химические и т.п.) находятся в полном единстве. Для изучения одного из них его нужно прежде всего выделить. Это требуется и для анализа проблемы в целом, а поскольку в последние годы преобладает стремление к синтезу знаний, то такой методологический подход позволяет целесообразно управлять отдельными системами для решения поставленных задач.

Поэтому, изучая систему, мы в то же время изучаем и разнородные явления, что позволяет найти некоторые общие правила постановки и реализации любого процесса. *

В конечном итоге полученные сведения помогают выбрать такие средства и способы воздействия, с помощью которых становится возможным решение проблемы.

Каждая система обладает такими свойствами, как целостность делимость, изолированность, определимость и др. Кроме того, она имеет структуру, т.е. определенное количество взаимосвязанных подсистем.

Структура — это некоторая упорядоченность связей между элементами системы. Изучение структуры дает возможность оценивать систему по разным признакам, в частности по однородности или разнородности элементов. Например, если игру в футбол рассматривать как систему, то она состоит из отдельных игроков, технических приемов владения мячом, тактико-стратегического поведения игроков без мяча и т.п.

Если команду футболистов рассматривать как функционирующую систему, то совершенно разнородные элементы объединяются в совместно выполняемую задачу — не проиграть и при возможности выиграть.

Как    следует    из    приведенного, структурные признаки выбираются в

зависимости от решаемой задачи. Например, в одном случае в качестве системы мы рассматриваем футболиста, организм которого тренируем; в другом — команду в целом, которую мы объединяем технико-тактическими приемами, поставленной целью; в    третьем    —    нашу команду и     команду-соперницу, объединенных

стратегией    игры и    т.д.    Следует учитывать,    что система может иметь огромное

количество    разных    структур в зависимости    от признаков. В частности, игроки

команды могут группироваться по амплуа, квалификации, возрасту, скорости передвижения, уровню координации, особенностям мышления и т.д.

Функционирование любой системы представляет собой прежде всего информационный процесс. Например, регулирование двигательной активности футболиста осуществляется благодаря тому, что организм все время производит